Быть козлом всегда неприятно, а уж козлом отпущения и подавно. Тем не менее, большинство из нас наверняка хоть раз в жизни побывало в этой шкуре, иначе говоря, приняло ответственность за чужие ошибки и промахи.
Как родился этот фразеологизм?
Древние евреи практиковали особый ритуал, подробно описанный в Библии. В праздник Йом Кипур (то есть «день очищения») в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти. Первосвященник бросал о них жребий, после чего одного из козлов приносили в жертву, а на голову другого священник возлагал обе руки, исповедуясь в грехах сынов Израиля. Таким образом, грехи переносились на животное, после чего его уводили в Иудейскую пустыню и там оставляли или сбрасывали со скалы, где обитал демон пустыни – Азазел.
"И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню…" (Лев.16: 21,22).
Вот этого-то козла и называли козлом отпущения, или Азазелем.
В христианской теологии Козёл отпущения является прообразом искупительной жертвы Иисуса Христа, взявшего на себя грехи мира: "Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом" (Ис.53:4).
Впрочем, в некоторых древнехристианских сектах именем Азазеля называли Сатану, который должен быть наказан как первоисточник греха, т.е. опять же послужить козлом отпущения.
Со временем выражение «козёл отпущения» стало использоваться в качестве метафоры для обозначения человека или группы людей, на которых взвалили ответственность за несчастье.
Примеры использование «козлов отпущения» (в метафорическом смысле) можно найти в истории самых разных народов по всему миру.
Например, в древних Афинах козла заменяли люди, которых специально содержали для этой цели за государственный счёт. В большинстве своем это были опустившиеся и бесполезные существа — преступники или рабы. Когда над городом разражалось какое-либо бедствие — чума, засуха или голод, этих козлов отпущения выводили и приносили в жертву, обычно побивая камнями за пределами города. Каждый год 14 марта по улицам Рима вели одетого в шкуры человека, которого после этого били длинными прутьями белого цвета и выдворяли за пределы города. Славяне в начале Нового года (март) сжигали Зиму-Кострому — официально ответственную за все напасти.
Создание «козлов отпущения» может являться важной частью государственной пропаганды. Так, в нацистской Германии виновниками экономических и политических проблем были признаны евреи. В СССР все беды списывали на злобные происки «вредителей», «врагов народа» и «мировой буржуазии».
В последние годы козлами отпущения побывали Бен Ладен и Аль-Кайда. А сегодня эту почётную роль весь "цивилизованный мир" дружно возлагает на нас.
У козла отпущения есть масса личин и образов. Люди до сих пор испытывают неистребимую потребность в искупительной жертве, а значит, упорно не хотят брать на себя ответственность за течение дел в этом мире.
P.S.
Кстати, почему именно козёл. В нашей культуре козёл — презренное животное, и за козла у нас, как известно, принято отвечать. Но у других народов козёл — вполне почтенное животное. Так, имя героя греческих мифов царя Эгея (Αἰγεύς, Αἰγέως) соотносится с греческим корнем Αἰγ (козел). Легендарная эгида — это щит, сделанный из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), вскормившей Зевса на Крите в пещере Козьей горы (Αἰγαῖον ὄρος). Этот же корень угадывается в имени Эгипт (Αΐγυπτος), эпоним Египта.
И ещё дамам на заметку: слово "каприз" происходит от итальянского capriccio, что означает буквально "козлиная манера поведения" и восходит к латинскому cарга — "коза". Оно вам надо?
© Сергей Цветков