Натурщицы для художников очень важны и с этим трудно поспорить, но еще в XIX веке эта профессия считалась постыдной, а до конца XIX века многим художникам приходилось довольствоваться только мужской натурой, так как натурщиц в Академию художеств не брали. И только Илья Ефимович Репин первым в Академии художеств ввел постановки с женской натурой.
О положении натурщиц в XIX веке можно узнать из стихотворения Якова Полонского "Натурщица"
Много дней, ночей тоскливых,
Посреди родных слезливых,
Искалеченных нуждой,
Провела я, голодая,
Прежде чем, полунагая,
Появилась в мастерской.
Помню всё, как я дрожала,
Колебалась, умоляла:
«Завяжите хоть глаза!»
И когда я вдруг явилась
Нимфой, — горькая скатилась
По щеке моей слеза.
Стыд прошел, и вот из нужды,
Я служу искусству; чужды
Мне приличья светских дам:
Как они, я не скрываюсь,
И, когда я раздеваюсь,
Раздевать себя не дам.
Твой манкен не просить хлеба,
Не боится кары неба,
Не клянет своей судьбы;
Он не знал обид напрасных,
Соблазнителей бесстрастных,
Сокрушительной борьбы.
Кисть из рук твоих упала…
И тебе борьбы не мало
Предстоит… бедняк, учись!
Напряги свое вниманье…
Я стою, как изваянье,
Ты — в терпенье превратись.
Дни, года пройдут, быть может,
Нагота моя поможет
И тебе карман набить… —
Я же, снова голодая,
Может быть, приду, больная,
Под окно твое просить.
На иллюстрации: коллективная работа "Постановка натуры в мастерской И.Е.Репина". Здесь интересна не только натурщица, имени которой мы, к сожалению, не знаем, но и портреты студенток-художниц, которые тоже совсем недавно получили возможность обучаться в Академии художеств. На первом плане мы видим Анну Петровну Остроумову, за ней стоит Евгения Марцелиновна Малешевская.
О. Юркова