“В моде парики” и “Неудачные” ноги прячем под миди”. Что на самом деле советовала секретарша ВерочкаКто не знает секретаршу Верочку, воплощенную на экране Лией Ахеджаковой? Ее фразы разошлись на цитаты, но мало кто из поклонников фильма смотрел телеспектакль или читал пьесу “Сослуживцы”. А те, кто читал/смотрел отмечают - в пьесе этот персонаж абсолютно полярен Ахеджаковой. И советует она… совершенно другое.
Верочка в “Сослуживцах” это юное, недалекое, блондинистое создание лет эдак 23-25-ти. Модное и симпатичное. И совершенно “картонное”, второплановое. Но сейчас не о ней, а о ее советах, которые в пьесе совершенно противоположны Верочкиным из “Служебного романа”!
ИТАК.
Во-первых, она сразу говорит о туфлях: “Моден тупой нос и расширяющийся к низу каблук”, и вся игра слов, по фильму относящаяся к “каблукам”, досталась им.
Второе, Верочка говорит, что ПАРИКИ ТЕПЕРЬ В ХОДУ. Но их не достать. Поэтому для придания волосам модного оттенка в условиях дефицита их можно пудрить пшеничной мукой мелкого помола. Вот такой лайфхак.
Претерпел изменения и фрагмент со знаменитыми словами “Неудачные ноги надо прятать под макси”. В пьесе Верочка советует МИДИ, т. к. для мини “ноги неудачные”, а для макси “родственница стара” (Калугина обозначила возраст мифической провинциалки в 36 лет).
И это весьма дельный совет! Только в наше время относится он не к возрасту 30 +, а 50 +. Надевая макси, дама в возрасте сама на ассоциациациях добавляет себе годков (Мы всегда соотносим укороченные формы с юностью (я об этом не раз говорила, разбирая стиль Наивный Романтизм и образы Брижит Макрон), а удлиненные со зрелостью). Мини в возрасте 50 + часто (но не всегда, есть некоторые типажи, которым можно) будет неуместно, а вот миди - самое то. Недаром эту длинну предпочитают первые леди и многие элегантные женщины.
И наконец, известная всем сцена с походкой. Верочка не рассуждает о походке Калугиной (кстати, в фильме меня жутко раздражала эта бестактность), а говорит, что походка старшего поколения сильно отличается от походки младшего. Тоже бестактность, но уже не “с размаху по мордасам”.
И еще, в телеспектакле Верочка учит Калугину не только ходить “с носка на пятку” (так удобнее ходить именно на шпильках - не перекатывая стопу, а ставя ровно, начиная с носка), но и танцевать.
А вот не менее знаменитых “бровей ниточкой” в пьесе нет. Как нет и приказного панибратского “Ну, пошла!”.
И знаете что? Несмотря на то, что Верочка в пьесе все-таки не такая харизматичная и развернутая, как в фильме, в этом отрывке она мне понравилась больше персонажа Ахеджаковой. Она не опускается до откровенного панибратства и поучений, не навязывает своих представлений о моде, а пытается выяснить, что именно человеку нужно, и в соответствии с этим выдает рекомендации (как выяснилось, весьма дельные), попутно объясняя, почему так, а не иначе.
Да, есть неявное, хотя и ощутимое подчеркивания возраста, но это можно списать на юность персонажа и то, что, по сути, Верочка в пьесе антипод Калугиной. Да и сам формат повествования предполагает более гротескную игру и явную подачу мысли, без полутонов и намеков.
P. S. Ситуация с письмом Рыжовой в телеспектакле тоже выглядит не так однозначно. Верочка нашла его распечатанным на столе Самохвалова, когда искала срочный документ для Людмилы Прокофьевны, а дождаться хозяина кабинета не было возможности. Да, ситуация по-прежнему некрасивая, но более пристойная, чем та, которую нам преподносят в фильме, где так и не говорится прямо, а как письмо Ольги попало к Верочке. Поэтому и складывается впечатление, что либо она его вскрыла, либо самовольно рылась в бумагах своего начальника. И слов про “пенсию на горизонте” там нет.
ссылка