10 сентября 1890 года родилась Эльза СКИАПАРЕЛЛИ,
парижский модельер и дизайнер, создательница понятия
«прет-а-порте».
Первой из всех парижских кутюрье использовала застёжку-молнию
для своих нарядов.
В доме моды Скиапарелли в качестве ассистента
начинал свою карьеру Юбер де Живанши.
Эльза росла в аристократической семье, интересовалась музыкой, театром и литературой, но, ни чем не занялась всерьёз.
В 23 года её отправили в Лондон, чтобы помочь одной даме в создании приюта для детей-сирот. К тому времени девушка заинтересовалась философией и стала посещать лекции, где её представили докладчику графу Уильяму де Вендту де Керлору. Эльза стала его женой. Но брак не удался и она осталась одна с маленькой дочерью на руках.
В 1922 году ей помогли переехать в Париж.
Как-то Эльза обратила внимание на свитер одного из своих друзей. Оказалось, что такие свитеры вяжет одна армянка, живущая неподалёку.
Именно эта женщина и стала её первым партнёром в мире моды.
Они вместе разработали серию моделей одежды, и скоро заказов было так много, что пришлось приглашать на помощь чуть ли ни всю женскую половину армянской общины
. Вязаное чёрное платье стало революцией моды в 1927 году.
Затем Скиапарелли удалось получить крупный заказ от фирмы «Strauss» на спортивную одежду, над выполнением которого трудились почти все женщины армянской общины Парижа
. Этот заказ помог Эльзе получить широкую известность,
а армяне смогли открыть свою трикотажную фабрику.
На улице Рю-де-ля-Пэ в центре Парижа под вывеской «Для спорта» открылся Модный дом Скиапарелли. Эльза выпустила несколько коллекций свитеров по мотивам африканских узоров и матросских татуировок, а после перелёта Атлантики Чарльзом Линдбергом
– серию моделей, посвящённую авиации.
В дальнейшем Эльза принялась за вечерние платья, совершив очередную революцию: чёрное платье-футляр, жакет и белый шарф перекинутый через спину.
В 1934 году Скиапарелли открыла собственный бутик в Париже.
В 1935 году она первой из всех парижских кутюрье использовала застёжку-молнию для своих нарядов.
При создании своих коллекций Скиапарелли сотрудничала с такими художниками, как Сальвадор Дали, Жан Кокто, Кеес ван Донген, Кристиан Берар, Марсель Верте и Жан Клеман.
Среди её клиенток были представительницы аристократических семейств, герцогиня Виндзорская, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих, Мишель Морган, Мэй Уэст, Норма Ширер, Глория Свенсон, Сесиль Сорель и другие звёзды театра и кино.
Результатом увлечения Скиапарели сюрреализмом и дадаизмом стали коллекции одежды и аксессуаров, выделяющиеся своей необычностью
. Её головные уборы – шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп – эпатировали публику.
Украшая свои творения самыми обыденными предметами из повседневной жизни, модельер тем самым стремилась объединить реальность и высокое искусство.
Считая, что новые недорогие ткани помогут стереть различия между классами, она старалась использовать искусственные материалы, которые лишь начинали завоёвывать рынок.
С началом II-й мировой войны, в 1939 году, Скиапарелли приостановила производство. Сразу после освобождения Франции, в 1944 году, она возвратилась в Париж.
Её последняя модная коллекция датируется 1953 годом.
Скончалась Эльза Скиапарелли 13 ноября 1973 года в Париже
. Её похоронили в шёлковом костюме «шокирующего» розового цвета, введённом в моду ею же.
/Поговорим/