Первопроходцами в этом нелегком деле метростроя стали лондонцы: в английской столице появилось первое в мире метро, и
случилось это еще в далеком 1862 году. Открытые сверху вагоны передвигались в окутанных дымом и покрытых копотью тоннелях (англичане использовали паровозы), совершая смешной по нынешним временам путь протяженностью в 3,6 км.
Власти царской России призадумались о строительстве метрополитена еще в 1890-х годах но этому не удалось свершиться. Строительство метрополитена отложилось на неопределенный срок: во времена великих потрясений не до градостроительных подвигов.
Постановление Пленума ЦК в июле 1931 предписало незамедлительно приступать к сооружению метрополитена. В сентябре 31-го организован Метрострой, схема из 10 линий (80 км всего) утверждена в марте 33-го, а
в середине осени 1934 от «Комсомольской» до «Сокольников» уже курсировал пробный, «обкаточный» поезд, состоящий из двух вагонов.
Сокольники
С момента утверждения проекта и до дня, когда в СССР впервые было открыто метро прошло – год с половиной. В Советском Союзе практически все должно было иметь оттенок неслыханного подвига. Но заслуга строителей – несомненна, и москвичи должны быть вечно благодарны за это свершение.
Первые станции метро выгодно отличаются от новейших красотой и изысканностью, которые считают излишними современные зодчие. В 30-е годы все было вновь, и отношение к происходящему было другое.
Архитекторы «Метростроя» вспоминали, что всего за год до момента, когда в СССР впервые было открыто метро, им позвонили и сказали, что единственное требование, которое предъявлялось к результату – они должны быть «красивые».
Поначалу на метро можно было проехать всего 11,5 км - от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую» (впоследствии – Арбатская линия). К услугам пассажиров было 13 станций и 14 поездов.
Сталин спас это замечательное сооружение, приняв решение не покидать Москву в 1941 году, когда немцы подошли к городу на критичное расстояние. 15 октября этого года – единственный день в истории, когда двери метрополитена не открылись для своих пассажиров. Все стратегические объекты (и подземка в том числе) были заминированы и готовились к уничтожению. К счастью, этого не случилось: приказ был отменен. Во время войны метро служило бомбоубежищем, спасая и даже даря жизнь: в 1941 году тут родилось 217 младенцев.
Киевская
Таганская
Проспект Мира
Комсомольская
Площадь революции