Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Вот какой Алена Водонаева была до "Дома-2". Ретрофото (Дом 2 слухи) от irinka5 2. История песни «Аллилуйя» Леонарда Коэна (Музыка и новости шоу-бизнеса) от germania 3. Саша Чepнo подралась с соперницей из-за Йоси (Дом 2 слухи) от irinka5 4. Ясень, с девятилетием! (Праздники и поздравления) от irinka5 5. «Чулок до ушей натянула?» Вика Салибекова в платье в облипку выставила беременны (Дом 2 слухи) от irinka5 6. Не только куличами красна Пасха (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от germania
7. Вот скажи мне, зачем ты пригласил свою мать? (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от germania 8. В Сети появилось первое фото Алены Рапунцель с новорожденной дочерью (Дом 2 слухи) от Пуся-Вера 9. Максим Зарахович устал от отношений с Элиной Рахимовой (Дом 2 слухи) от glasha 10. Стало известно, за что Масляков выгнал Гарика Харламова из КВН (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Zvezda 11. Теперь у Карякиной лучшие друзья- Ермачиха и Холявин. (Дом 2 новости) от glasha 12. Деффчонки и мальчишки! Поболтаем обо всём! (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Zvezda

Посвящено Карлу Брюллову(эссе от О.Андреевой совместно с "Дилетант ").  (Прочитано 819 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82169
  • Имя: Лариса
  • Карма: 291589
1
Карл Брюллов всю жизнь был глуховат на одно ухо — из-за пощечины, которую дал в детстве отец. Он не был жестоким, просто хотел, чтобы из сына вышел какой-нибудь толк, поэтому, например, утром, прежде чем получить завтрак, мальчик должен был срисовать небольшую гравюру. Карлуша рос хилым и дохленьким, жил у бабушки, ходить начал в пять лет, его пробовали лечить песком, но сидение в куче теплого песка не оправдало надежд модных докторов.

Рисованием Карлуша занимался, можно сказать, с младенчества и явно демонстрировал успехи, так что поступление в Академию художеств не было каким-то сюрпризом. В Академии он и сам рисовал, и другим помогал — не просто так, за вознаграждение, разумеется, — и в какой-то момент все студенческие работы стали подозрительно напоминать Брюллова, что, с одной стороны, педагогов не очень радовало, но, с другой, подтверждало, что парень далеко пойдет.

Ах да, Брюллов не был Брюлловым, его настоящая фамилия — Брюлло, и отец его, конечно, никакой не Павел Иванович, а Поль: Брюлло — выходцы из Франции. Но после Академии Карл отправлялся в Италию, и императору срочно нужно было показать всем, что он — русский подданный, так появилась эта «в» на конце.


Настоящая фамилия Карла Брюллова — Брюлло, у него французские корни
Вообще, жизнь художника полна открытий. Например, первая работа с натурщиком. Вот сидишь ты в классе, вокруг Антинои, Венеры, ты как-то уже внутренне настроился на высокое, в голове у тебя безукоризненная античность. Тут в зал вваливаются два десятка мужиков с Черной речки, гаванские грузчики, вонючие рыбаки, немытые огородники, все лохматые, мозолистые, сбитые, и ты смотришь сначала на опухшие колени какого-нибудь Гаврилы-рыбака, потом на гипсовую ножку Аполлона Бельведерского, потом снова на Гаврилу, и понимаешь, что, ребята, это как бы немного не одно и то же, тебя к такому вообще не готовили.
Или, например, приезжаешь ты в Рим. На подъезде к городу ждешь, что вот сейчас, блеск, шик, очарование, богатство. А там реально нищета и грязь, и все те роскошные природы с домашних гравюрок куда-то резко подевались, а вместо них грязь и болото. И стоит такая же арка, как на Екатерингофской заставе, а за ней — жаркий, грязный, кипучий Рим.

Отправляясь в Италию, Карл не знал, что семью свою больше не увидит. За 14 лет, проведенных за границей, дома умерли два младших брата, отец и мать. Возвращался Брюллов уже гением, автором «Помпеи», перед которым склонила голову вся Италия. Сам Камуччини называл его «колоссом», сам Вальтер Скотт восклицал, что «это не картина, а целая эпопея», а в Петербурге устроили такой шикарный прием, что усомниться в собственной избранности было невозможно. Если и вы вдруг заболели Брюлловым, почитайте Александра Бенуа с того места, где он говорит, что Брюллов не только не гений, а «даже вовсе не очень умный человек», и что «все, что сделано Брюлловым, носит несмываемый отпечаток лжи, желания блеснуть и поразить».


Бенуа считал, что все картины Брюллова носят отпечаток лжи
Бенуа хорошо читать перед любой картинной галереей, чтобы потом шокировать спутников ненарочитым снисходительным снобизмом. Может, в отношении Брюллова он и перегибает палку, но, по правде сказать, ничего хорошего возвращение в Россию художнику не принесло. Нетрудно представить себе примерные эмоции Карла Павловича, когда его вызвал к себе император и сказал: «Напиши мне Иоанна Грозного с женой в русской избе на коленях перед образом, а в окне покажи взятие Казани». Какой Иоанн Грозный? Какая Казань?
Брюллов вообще «Осаду Пскова» писать хотел. Он этой «Осадой» болел неделями, запирался в мастерской, и только его и видели, другу он говорил: «Идем в большую мастерскую, на осаду Пскова, недели на две; присылай мне, пожалуйста, по две чашки кофе, по два яйца и по тарелке супу». Друг вдобавок присылал еще и хорошую курицу, но Псков художнику так и не покорился.

Не пригодились ему занятия астрономией — купол Пулковской обсерватории Брюллову так и не доверили. Все эти сумасшедшие наброски с только что открытым Нептуном навсегда легли в стол. Эскизы для Исаакиевского собора Брюллов чуть было не порвал — кстати, почему Монферран не мог сразу сказать, что ему не нужна живопись, что она не выживет при петербургском климате, или почему Брюллов не мог прийти и сказать: «Огюст Иванович, я вот тут эскизы хочу набросать, вы как, не будете против?» Человек столько времени потратил на работу, а академики не то, что не верили, что живопись выдержит морозы и сырость, они даже не были уверены, что смогут снизу хоть что-нибудь разглядеть. Брюллов специально собирал их на стройке, уверяя: «Если там написать такими же крупными буквами слово «дурак», то всякий из вас прочтет».

В России становилось все труднее и труднее. Он много общался с Глинкой и Кукольником, и, читая про их долгую дружбу, поначалу не очень понимаешь, зачем Кукольник Брюллову, но, с другой стороны, а с кем еще быть, не с Пушкиным же. Хочется верить, что настоящим его другом все-таки был Глинка, просто удобно, что у Нестора квартира и все там вечно тусят. Пока Глинка музицировал, Брюллов в соседней комнате делал карикатуры: «Глинка обожаемый», «Глинка, поющий без голоса и без фрака», «Глинка в восторге от своих произведений», «Глинка, задумывающий новую чудовищную оперу». Конечно, он писал и портреты, но портреты для автора «Помпеи» не тот размах.

Крылова он и вовсе не закончил, руку Горецкий дописывал с гипсового слепка уже после смерти баснописца, говорили, что получилось чудовищно. Брюллов в это время был уже в Италии. Он ехал туда умирать, как-то даже не особенно переживая по этому поводу, ехал смиренно. Здоровье, круто подорванное петербургским климатом, очевидно, ухудшалось, но он не жаловался. «Я жил так, — сказал он Железнову, — чтобы прожить на свете только сорок лет. Вместо сорока лет я прожил пятьдесят, следовательно, украл у вечности десять лет и не имею права жаловаться на судьбу».


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.099 секунд. Запросов: 42.