Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Александр и Роберт Гобозовы в прямом эфире (Дом 2 слухи) от Шенлун 2. Дружба и Общественное мнение. (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от picanto 3. В Дубае Татьяна Владимировна совершила преступление (Дом 2 новости) от Zvezda 4. Первый интерактивный вебинар для студенток нашего нового курса. Клавочка атакуэ! (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Lelya26 5. Вечер пятницы или секс втроём. Очень трагическая история. (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Lelya26 6. А в наше время.... (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от germania
7. Саша Черно придумала себе тяжелое детство (Дом 2 новости) от мишаня 8. Надеется на встречу с непьющим мужчиной, который способен полюбить ее сына (Дом 2 слухи) от Алисачудес 9. Пенс и Порошенко «не покинули зал, а сбежали» до выступления главы МИД РФ в ООН (Важные новости и события) от Дальневосточница 10. Бузова занималась сексом с участником Дома-2 Романом Гриценко не один раз (Дом 2 слухи) от собака-кусака 11. murzya,поздравляем с четырёхлетием!!! (Праздники и поздравления) от Ivajena 12. Самый короткий, но необычайно правдивый тест (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Техас115

Полина (Пелагея) Антипьевна Стре́петова российская театральная актриса.  (Прочитано 583 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 40549
  • Имя: Лариса
  • Карма: 150777
3


Полина (Пелагея) Антипьевна Стре́петова
российская театральная актриса.
4 октября 1850 года – 17 октября 1903 года

Жизнь выдающейся театральной актрисы Пелагеи Стрепетовой была полна загадок. Она родилась в Нижнем Новгороде и была "подкидышем", не знавшим ни своей настоящей фамилии, ни даты рождения. Удочерила "подкидыша" семья театрального парикмахера.Девочку назвали Полиной и дали ей свою фамилию. А своим днем рождения она считала день, когда ее нашли приемные родители - 4 октября 1850 года. Кем были настоящие родители девочки, так и не выяснилось. Впрочем, ходили слухи, что Полина - плод любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева. Удочерившие ее Стрепетовы были добры и внимательны, но ощущение собственной неполноценности сопровождало Полину с детства, она всегда помнила о том, что она приемыш. С приемными родителями девочке явно повезло. Они едва сводили концы с концами, но очень любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка.
Приемная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой провинциальной актрисой и одновременно дамой высоких моральных качеств. В семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. При этом она не получила образования. Элементарной грамоте ее короткое время обучал старичок, сам когда-то учившийся в семинарии. А воспитанием ведала няня, бывшая крепостная.
Уже с 7 лет Полина выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях.
Собственная внешность не радовала будущую актрису: нескладная фигура, длинные руки, острый профиль, неправильные черты лица. Кто бы мог подумать, что скоро ее будут рисовать лучшие художники, что завороженная публика станет следить за каждым ее жестом, забыв о ее физических недостатках? Никто, кроме самой Полины. Она упорно тренировалась, занималась танцами и драматическим искусством, впитывала впечатления от игры гастролеров вроде московской знаменитости Л.Никулиной-Косицкой. Когда Елизавета Ивановна, пытаясь отвлечь девочку от несбыточной мечты, отдала ее в ученицы портнихе, Полина радовалась тому, что сама сможет шить себе сценические костюмы. Наконец ее настойчивость и твердость победили. Этому способствовали и ухудшавшиеся семейные дела.
Летом 1865 года на сцене маленького театра города Рыбинска начала осуществляться заветная мечта. Стрепетова впервые вышла на сцену в роли горничной в водевиле "Зачем иные люди женятся". Скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девочка обладает явным драматическим дарованием. Стрепетова работала как одержимая: за три года сыграла более ста ролей, сменила семь городов. Играть приходилось все, в основном оперетки и водевили. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой, героини мелодрам и светские дамы. Наделенная трагическим даром, пламенным темпераментом, она не могла мириться с фальшью и убогостью мелодрам и водевилей.
Она играла без отдыха и перерывов. Наконец ее терпение и упорство были вознаграждены. В шестнадцать лет Стрепетова встретилась с ролью, которая стала для нее талисманом, к которой она будет возвращаться на протяжении всей жизни, обогащая ее новыми красками. В Ярославле она сыграла Лизавету в "Горькой судьбине" А.Ф.Писемского, срочно заменив заболевшую актрису, - еще одна судьбоносная, на сей раз счастливая случайность. Успех не прошел незамеченным - слух о Стрепетовой быстро распространился по России, ею заинтересовались антрепренеры. Она уже играла не во второсортных водевилях, а Лизу в "Горе от ума", Офелию в "Гамлете", Донну Анну в "Каменном госте", Беатриче в "Много шума из ничего"...
В 21 год Стрепетова влюбилась, как в бульварной пьесе, в местного обольстителя. В саратовском театре мадам Сервье она встретилась с будущим мужем - актером Михаилом Стрельским - избалованным красавцем, героем-любовником на сцене и в жизни, имевшим законную жену (жившую за границей) и постоянно менявшим подруг. Стрепетова забыла о своих моральных принципах и самозабвенно отдалась чувству. Но жизнь со Стрельским оказалась мучительной: Полина его любила, а он ей изменял. Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием. Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, так как уже ждала ребенка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла. Унизительность подобного положения била по ее самолюбию, обостряя и без того невыносимую ситуацию. Из Саратова Стрепетова поехала вместе с избранником в Казань, где у нее родилась дочь Маша, но рождение дочери не принесло радости матери, переносившей на ребенка ту ненависть, которую она испытывала к его отцу. И главное - Маша мешала Стрепетовой вернуться на сцену, а именно этого она хотела тогда больше всего. Вскоре Полина с мужем рассталась. А несколько лет спустя Стрепетова выйдет замуж за другого бывшего коллегу по антрепризе Рассказова - актера Модеста Писарева, но Стрельского так и не забудет. Во всяком случае, в своих мемуарах она будет рассказывать о "Мише" не только с горечью, но и с нежностью.
В Казани Стрепетова попала в одну из лучших провинциальных трупп - антрепризу Петра Медведева, который уже был наслышан о ее успехах. Актриса набросилась на работу, забыв и о своем муже, и о ребенке, отданном на попечение няни. Опять она яростно сжигает себя, наверстывая упущенное, не замечая недомогания, усталости и нервных срывов. Спектакли с ее участием - "Мария Стюарт", "Бедная невеста", "Гроза", "Коварство и любовь", "Горе от ума", "Горькая судьбина" - собирают неизменные аншлаги, на них почти невозможно попасть.
Друзьями и поклонниками артистки становятся Островский и Писемский, Репин и Ярошенко. Долгая неопределенность в отношениях с Писаревым наконец завершается браком и рождением сына Виссариона, а затем и успешными совместными гастролями. Еще недавно казавшаяся недоступной, Москва встречает ее дружелюбно и восторженно.
Но Стрепетова не умеет жить в размеренном, спокойном состоянии, так не совпадающем с ее трагическим искусством. Она сама идет на разрыв с Ф.М.Урусовым и С.В.Танеевым - директорами Московского Общедоступного театра, в котором играла, категорически отвергнув любые уступки и компромиссы. Одновременно жизнь разводит ее с Писаревым, уехавшим в антрепризу Медведева и встретившим там другую женщину.
В сезоне 1875-1876 годов актриса в Оренбурге, блестяще играет Катерину в "Грозе" Островского. А впереди ее уже ждал Петербург. В 1876 году Стрепетова с большим успехом сыграла Лизавету на сцене Александринского театра в бенефисе актрисы Е.Левкеевой. Но на казенную сцену она была приглашена лишь через пять лет. Актриса, как всегда, работает на пределе, забыв и о семье, и о здоровье. Полина, известная уже всем как Пелагея Стрепетова, так эмоционально проживает судьбы своих театральных героинь, что на собственные страдания у нее не остается сил. "Да, главное, я хочу жить для сцены", - пишет она, возвращаясь в 1880 году в Москву и поступая в частный театр А.А.Бренко.
11 декабря 1881 года она дебютирует в Александринском театре, в символической "Горькой судьбине". Дирекция императорских театров долго и упорно уклонялась от заключения контракта со Стрепетовой, но слава актрисы вынудила принять ее на столичную сцену. Контракт подписан, но публика на сей раз принимает актрису достаточно прохладно, не говоря уже о труппе. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется. Исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной, а ее репертуар - ограниченным. При этом актриса не могла или не хотела меняться. Ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в труппу Александринки. К тому же слава ее была слишком громкой, чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Мария Савина.
Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной, хотя, казалось бы, делить им было нечего - они почти не пересекались в репертуаре. Конечно, замкнутая, неуживчивая Стрепетова проигрывала жизнерадостной, общительной Савиной, величественной и уверенной в себе. Исход борьбы был заранее предрешен. Веселая, дипломатичная, неизменно подтянутая Савина находилась в расцвете красоты и своего несомненного дарования. Путь же измученной неурядицами, болезнями и собственными терзаниями Стрепетовой близился к закату. Ко времени прихода на императорскую сцену она уже не только растратила силы, но и отыграла лучшие свои роли. Ее тема была исчерпана, и, не обладая ни гибкостью, ни энергией Савиной, она не знала, куда двигаться дальше.
Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет (1881-1890). С годами ее положение там не становилось лучше. В газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, а сторонники впадали в безудержное восхваление, что тоже выглядело странно. Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием, так что в середине 1880-х гг. из ее коронных ролей осталась одна "Гроза".
В 1891 году 41-летняя Стрепетова в третий раз вышла замуж - на этот раз за человека на 13 лет моложе себя. К этому времени она и Модест Писарев давно уже жили отдельно. А в Стрепетову влюбился 28-летний чиновник Александр Погодин. Они прожили вместе всего два года. И Погодин, и Стрепетова были неуравновешенными и авторитарными. Молодой муж бешено ревновал жену и к мужчинам вокруг, и к сцене. Однажды после очередной ссоры, во время которой Стрепетова наотрез отказалась переезжать в Москву, куда мужа переводили на службу, Александр Погодин застрелился на пороге ее спальни.
В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки.
Давние желудочные боли развились в тяжелый рак кишечника. П.А.Стрепетова принимала страдания безропотно. Помирилась со своими недругами, в том числе и с Савиной, которая приезжала прощаться в больницу.
Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату - 4 (17) октября 1850 года. По странному совпадению, после страшных жизненных потрясений, она умерла именно в этот день спустя 53 года, в 1903 году, в Петербурге.
В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.

ссылка
Ю.Ващенко





Онлайн glasha

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 34336
  • Имя: Галина
  • Карма: 187127

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 40549
  • Имя: Лариса
  • Карма: 150777