Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

7. Подходить к себе нужно со вкусом и заботой (Дом 2 новости) от нефертити 8. Почему 31-летняя Пынзарь кажется старше 34-летней Бородиной (Дом 2 слухи) от storna 9. Фотоотчёт с празднования Дня Рождения дочери Елены Бушиной Лауры (Дом 2 новости) от storna 10. Деффчонки и мальчишки! Поболтаем обо всём! (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от тасик 11. Улыбнетесь? (Наши детки) от glasha 12. Тот самый момент, когда можно сказать своей девушке... (В мире животных) от Натуська

«Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности?!  (Прочитано 624 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 38234
  • Имя: Лариса
  • Карма: 140353
8


В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.


Онлайн milori

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 12416
  • Карма: 63638

Онлайн Stava

  • Друг
  • Сообщений: 2703
  • Карма: 9136
думаю, почему она мне не нравится? А оказывается она обрезана. Вот так и художественный образ появился и мысль какая-то


 

Греция глазами художника

Автор Отчаянная Оптимистка

Последний ответ 28 Апрель 2017, 14:22
от Отчаянная Оптимистка
Ответов: 24
Просмотров: 359
Храбрые мурлыки российского художника Александра Завалий

Автор МилкаЯ

Последний ответ 22 Март 2017, 01:33
от Lera
Ответов: 2
Просмотров: 168
Интересные работы от художника Neil Simone

Автор Миссис уксус

Последний ответ 24 Февраль 2017, 01:45
от Юлия3
Ответов: 4
Просмотров: 211
Чудесные иллюстрации и открытки от бельгийского художника Marcel Marlier (1930-2

Автор Миссис уксус

Последний ответ 15 Февраль 2017, 07:14
от бегемот05
Ответов: 7
Просмотров: 275
Натюрморты художника YI SEONG-BU.

Автор Миссис уксус

Последний ответ 12 Февраль 2017, 08:28
от Iraaaaa
Ответов: 7
Просмотров: 281