Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Алианка, алианка... (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от ди7 2. Знаете ли вы, какого роста были известные личности? (Интересное и необычное) от Rostova 3. Ученые доказали, что американцы не были на Луне (Интересное и необычное) от Ведь Ма 4. Триша, поздравляем с Днём рождения!!! (Праздники и поздравления) от Натан 70 5. кисюня,поздравляем с четырёхлетием !!! (Праздники и поздравления) от кисюня 6. Мастер-класс по куклам от Альмины! (Творчество, рукоделие и хобби) от куршская коса

«Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности?!  (Прочитано 685 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 43283
  • Имя: Лариса
  • Карма: 162798
8


В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.


Оффлайн milori

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 13954
  • Карма: 65995

Оффлайн Stava

  • Друг
  • Сообщений: 2823
  • Карма: 9430
думаю, почему она мне не нравится? А оказывается она обрезана. Вот так и художественный образ появился и мысль какая-то


 


Размер занимаемой памяти: 1.75 мегабайт.
Страница сгенерирована за 0.169 секунд. Запросов: 47.