От the Village.ru
Мода и околомода, как и любая сфера деятельности, говорит на понятном только инсайдерам языке - где есть как профессионализмы, так и многозначные слова. В этом словаре модного новояза опущены обязательные для индустрии швейные термины, зато объяснены явления, поняв которые, разобраться в фэшн-изнанке будет проще.
Байер - это человек, который контролирует закупку ассортимента. Ему нужно знать по меньшей мере английский и итальянский, свободно ориентироваться в брендах и тенденциях, а еще понимать, для кого он работает. Байеры токийского Louis Vuitton, к примеру, выкупили больше половины совместной со Стивеном Спраузом коллекции, справедливо полагая, что кислотный принт быстро раскупится. Не очень опытный байер заполняет бумажки, тот, что не первый год в индустрии - посещает важные показы (у каждого магазина - свои таргеты) и лично отбирает подходящие модели. За размерную линейку отвечает также байер: в московский Chanel, к примеру, привозят большие размеры (среди клиентов - много бизнес-дам), а в Roberto Cavalli, напротив, нет ни одного платья 46-го размера. Сложнее всего формировать ассортимент в мультибрендах - поэтому лучшими московскими байерами заслуженно считаются работники Podium и Aizel.
Пример: "И для кого только байеры ЦУМа закупают Juicy Couture?"
Если по правилам, то
винтаж - это когда вещи больше 50 лет, но она сохранила товарный вид и отвечает сегодняшним фэшн-требованиям. К примеру, сейчас особенное внимание уделяется линии плеча, поэтому черный блейзер Thierry Mugler из 80-х c поролоновыми подкладками считается винтажом, а еще каких-нибудь 5 лет назад не мог. Образцовый винтажный магазин - это нью-йоркский Ressurection, где продаются Chanel 2.55 какой-нибудь разорившейся оперной певицы и платья Пьера Бальмена (а не Кристофа Декарнена для Balmain). Позволить себе такую покупку может не каждый, но в последние годы образцом стиля считается мешанина - отсюда бесконечные дедушкины свитера с оленями, очки, как у Чикатило, и советские портфели с героями мультфильма "Ну, погоди!" - все это запылившееся барахло и секонд-хэнд -находкине должны, но почему-то тоже считаются "винтажом".
Пример: "Майка Topshop, сумка Bershka, очки винтаж"
Ключевые образы коллекции или ее
лейтмотив (какая-нибудь запоминающаяся деталь)- и есть гайд-лайн. Это каркас, смыслообразующий стержень показа - например, в прошлой летней коллекции Chanel гайд-лайном был звездочный принт, в нынешней Christopher Kane - шифоновые кружочки, делающие жакеты и платья хребетными и рельефными.
Пример: "Мне кажется, D&G сперли гайд-лайн у Chanel - и твид, и красно-белая полоска, очень похоже".
Икониной стиля называют тех, кто лезет вон из кожи для того, чтобы выглядеть моднее всех остальных: тщательно подбирает цвета и скурпулезно добивается ненамеренной небрежности или напротив, пытаются сделать собственную манеру одеваться неповторимой. Но, несмотря на все усилия, иконина стиля всегда выглядит идиотически - потому что перестаралась. Распознать иконину стиля нетрудно - ее хочется спародировать и пошутить над ней злой шуткой. Другой признак - несокрушимая уверенность в себе.
Пример: "Эти розовые очки в пол-лица делают тебя икониной стиля"
Капсульная коллекция - это отдельная линейка, созданная в рамках бренда, чаще всего - приглашенным дизайнером или знаменитостью. Как правило (исключения вспомнить трудно), это маркетинг-фокус - во-первых, релиз капсульной коллекции придает бренду необходимую имиджевость - так, например, капсульная коллекция Кристофера Кейна для H&M несколько сближает масс-маркет-гиганта с лакшери-сегментом. Во-вторых - капсульная коллекция способна заманить случайных покупателей в магазин - из-за сотрудничества Comme Des Garcons с H&M (регулярно развлекающийся капсульными линейками) в магазин повалил народ самого разного достатка - даже тем, кто отоваривается только в Selfridge's, хотелось отхватить немного Рэи Кавакубо для бедных. Наконец, капсульная коллекция дает бренду возможность быть лишний раз упомянутым в журналах и блогах - так, о бренде PPQ за пределами Англии узнали только благодаря капсульной коллекции Пичес Гелдоф.
Пример: "Я ничего не покупаю в Topshop, но иногда захожу туда посмотреть на капсульные коллекции"
Ласт Сизон - устаревший маст-хэв. То, за чем гонялись целых полгода, спустя несколько месяцев неизбежно выглядит невозможно немодным - взять хотя флюоресцентную пластмассу не шее, угги или туфли Louis Vuitton с дыркой в деревянной платформе.
Пример: "Резиновые сапоги мало того что уродство, так еще и ласт сизон"
Как правило, это маркетинговый трюк - раз сумки Gucci, признающиеся в любви Нью-Йорку, или кашне Alexander McQueen, вырученные деньги от продажи которого спасут деревце, могут вот-вот закончиться, нужно отложить все дела и успеть купить. Лимитированные линии крупных брендов - это, как правило, либо социально-проблемные проекты (по вседоступной цене - вроде футболок Marni с рисунками обездоленных африканских школьников за $50), либо бесстыдно роскошные вещи, фантастически накладные в производстве - например, Birkin с фурнитурой из белого золота.
Пример: "Футболка, конечно, ничего особенного, но зато лимитед эдишн"
Маст-хэв - это вещь, глядя на которую, можно поперхнуться - именно для такой фэшн-глянец не скупится на эпитеты 'культовый', 'знаковый', 'правильный' и 'актуальный'. Термин выдуман редакторами моды, которые уверяют - у кого такой вещи (расшитого жакета Balmain с монструозными плечами, босоножек Spicy Louis Vuitton, ботильон Yves Saint Laurent из кожаной сетки с каблуком-стаканчиком для карандашей) нет, тот лох.
Пример: "Милый, ну ты не понимаешь, это же маст-хэв"
Ему может быть и 30, и 35 лет - а он всего-то вышел в финал "Русского Силуэта", продается в каком-нибудь шоу-руме за пределами Садового Кольца или дождался четырех абзацев в рубрике про новые имена в L'Officiel. Молодому дизайнеру никак не удается стать по-настоящему известным - по разным причинам; качество коллекций не всегда сердцевина проблемы. Некоторым удается всю жизнь прозябать в статусе "
молодого дизайнера".
Пример: "Я тебя познакомлю со своим приятелем, он молодой дизайнер, продает сумки в жж"
Поп-ап стор - это ритейловый лимитед эдишн. Поп-ап стор открывают на строго ограниченный период времени, скажем, на месяц, и об этом объявляется заранее. В Америке поп-ап сторы презентуют чуть ли не каждую неделю - магазины недолгого срока годности - это мощный катализатор консюмеризма. Открывать поп-ап стор нужно по особому случаю, приурочивая его к юбилею журнала (так, Comme Des Garcons подарил японскому Vogue поп-ап стор) или выпуску экспериментальнй коллекции (так поступил бренд Stussy).
Пример: "Я такую классную сумку Chanel из коллекции Paris-Moscou видела вчера в поп-ап сторе в Подиуме!"
Реплика - фейк, но выполненный тщательно и аккуратно, пусть и из менее дорогих материалов. Между репликой и взаправду дорогой вещью можно не найти никаких внешних отличий, но у репличных туфель будет куда менее удобная колодка, репличное платье будет сделано не из итальянского шелка, а корейского полиэстра, а у репличной сумки будет фурнитура, на которой сильно сэкономили, и кое-как прикленные внутренние карманы. Но те, кто не избалован аутентичными куртками Moncler и кардиганами Missoni, разницу в качестве могут и не заметить - разве что покупая реплику, не стоит ожидать милых сердцу бонусов вроде мягкого мешка для обуви, флисового кофра или мини-каталога в фирменном конверте.
Пример: "Ты что, правда веришь, что у нее сумка Prada? Я тебя умоляю, это реплика"
Стилист - тот, кто подбирает одежду для фэшн-съемок или помогает с комплектами на бэкстейдже показа. Тяжелый труд стилиста (если у него нет ассистента, конечно) сопряжен с постоянной беготней по магазинам и требует физической выносливости и психологической устойчивости. Но чаще употребляется в отношении тех, кто никак не может определиться с родом занятий - вроде и одевается модненько, и общается с модненькими, а деть себя некуда.
Пример: "Ты его помнишь, сидел с нами весь день в Камергерском, он стилист кажется"
Тотал лук - образ, точь-в-точь скопированный с подиума, то есть комплект, составленный из одежды, обуви и аксессуаров одного бренда. Синоним плохого вкуса, и, как утверждают психологи, симптом закомплексованности.
Пример: "Видел вчера известную стилистку? Она вырядилась в тотал-лук. Деньги есть, ума не надо"
Регулярная писанина про одежду, похвальба любимым дизайнерам, кривые коллажи с поливора и селф-мейд фотографии про последние покупки - вот типичный
фэшн-блог. У блоггеров поизбретательнее есть снимки фэшн-инсайдеров, аналитические заметки и релизы коллекций каких-нибудь Opening Ceremony. Когда покупка новой сумки Marc Jacobs, обсуждение с подружками Мирославы Думы и разглядывание i-D перестанут радовать, самое время заводить фэшн-блог.
Пример: "У меня много классных шмоток, надо сделать собственный фэшн-блог"
Когда редактор моды Грейс Коддингтон пришла на показ Givenchy в зеленом платье, все проглядели финальный выход Рикардо Тиши - болезненная любовь к черному вовлеченных в фэшн-индустрию кажется таким же привычным делом, как рассвет после темной ночи. На показах, кажется, свет можно вообще не выключать - из-за жакетов и платьев гостей первого ряда темно так, что хоть глаз выколи. Черный в сравнении с остальными цветами - все равно что Эмпайр Стэйт-Билдинг рядом с ТЦ "Европейский". А почему - объяснить так же сложно, как и отказаться от покупки девятитысячной черной юбки-карандаш.
Пример: "Черный - новый черный"