Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Сумочки Екатерины Тасминской (Красота, мода, стиль) от blonda9 2. А вдруг ты не знал… (Интересное и необычное) от Натуська 3. Фредди Меркьюри. Грязные вечеринки, о которых ты не знал (Музыка и новости шоу-бизнеса) от собака-кусака 4. Помните немецкого диверсанта, стрелявшего в Комелькову (Интересное и необычное) от куршская коса 5. Единственная любовь Фантомаса (Кино и новости кино) от Натуся60 6. Элька выздоровела и будет дальше нас радовать (Дом 2 новости) от blonda9
7. Стоп-кадр (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Татьяна 8. Юрий Куклачев рассказал о судьбе отправленных жить за границу детей (Интересное и необычное) от Стихия 9. Юлич , поздравляем с днём рождения!!! (Праздники и поздравления) от Брусника 10. В 1850 году отец по просьбе сына сделал невероятный зверинец (Интересное и необычное) от МилкаЯ 11. Как по-японски называется девушка, шикарная сзади, но страшненькая спереди? (Интересное и необычное) от МилкаЯ 12. О жизни и книгах Вениамина Каверина⁠⁠ (Интересное и необычное) от кнопка

Улыбка «сфинкса красоты»  (Прочитано 896 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн серебро

  • Герой
  • Сообщений: 60335
  • Карма: 167255
9
Если попросить, скажем, сто человек, взятых наугад — любого возраста, образования, профессии, — назвать сразу, не задумываясь, самую знаменитую картину всех времён и народов, то ответ в 99 случаях наверняка будет таким: «Мона Лиза». А может быть, и во всех 100 случаях. Так почему настолько знаменита эта «Джоконда», чем она так уж прославилась? Неужели у выдающихся художников, да у того же Леонардо, ке найдутся картины не хуже? Конечно, найдутся. Но у «Джоконды» особая судьба.



Всегда ли так было?

Ошеломляющая слава обрушилась на эту картину далеко не вдруг и не сразу. Даже ещё в 19-м веке в Лувре куда выше ценилось «Святое семейство» Рафаэля — по музейной описи, в десять раз дороже! А подлинной «звездой» Лувра тех времён приходится признать весьма сентиментальное полотно испанца Мурильо «Вознесение Девы Марии» (любопытно отметить, что в наши дни интерес публики к этому творению понизился почти до нуля — настолько, что французы без особых сожалений и колебаний решили отправить его на родину, в Испанию, в музей Прадо). А в «Джоконде» видели лишь портрет кокетливой и отчасти забавной итальянской красотки, не более. Пожалуй, первым «разглядел» Джоконду, как ни странно, знаменитый американский изобретатель, придумавший телеграфную азбуку, Сэмюэл Морзе. Произошло это в 1833 году, но «одна ласточка весны не сделала», и до всеобщего признания было ещё далеко.

Решающий шаг к повороту сделали писатели-романтики. Вальтер Патер (кстати, вдохновивший Оскара Уайльда на «Портрет Дориана Грея») писал о Джоконде так: «Это красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собран здесь и воплощён в форму женщины — животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа… Она старше скал, среди которых восседает, как вампир; она умирала множество раз и познала тайны — смерти; она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными камнями с восточными купцами, как Леда; была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна — матерью Марии; и асе это было для неё не более чем звуком лиры и флейты».

А в 1855 году Теофиль Готье «наградил» Джоконду её главным достоинством — «загадочной улыбкой». До него никто ничего загадочного в улыбке Моны Лизы не замечал, её называли разве что «приятной». А Готье находил в Джоконде (цитируем) «загадочно улыбающегося с картины Леонардо сфинкса красоты… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он узнал бы в ней все три тысячи женщин из своего списка».
Свой вклад в легенду о Джоконде внёс и Жюль Берн. С его лёгкой руки получила распространение история, рассказанная в его пьесе о романтической любви между художником и его моделью. Любовный треугольник — красавица Джоконда, старый муж и молодой страстный художник. Хотя на самом деле Леонардо был намного старше мужа своей модели, да к тому же имел, как сейчас сказали бы, «нетрадиционную ориентацию».

В 1974 году в Москве на «Джоконду» смотрели по 4600 человек в день. А в мае 2005 года компьютерная копия шедевра, созданная художником Георгием Пузенковым, была отправлена на международную космическую станцию.

Итак, в начале 19-го века «Джоконда», известная в основном специалистам, не привлекала особого внимания и даже не считалась ведущим шедевром самого Леонардо. А всего через столетие в неё влюбился весь мир.

Похищение века

В августе 1911 года в салон Лувра, где висела «Джоконда», вошёл молодой художник, желавший написать копию с этой картины. К его удивлению, шедевра он не увидел. Служители успокоили его: «Наверное, у фотографов, скоро вернут». Однако возвращать никто не торопился, а фотографы заявили, что вообще не в курсе дела. Только тут до всех дошло, что «Мону Лизу» попросту украли.

Громыхнул невероятный скандал. Директор Лувра, не столь давно бахвалившийся тем, что легче украсть у Франции собор Парижской Богоматери, чем у него «Джоконду», с треском слетел со своего поста. А так как уже назревала большая война, масла в огонь добавило и это. Французские газеты обвиняли германского кайзера Вильгельма, якобы приказавшего своим шпионам украсть картину, чтобы показать слабость Франции. Немецкие газеты не остались в долгу. Они называли «похищение века» провокацией французского правительства против Германии. Конечно, выдвигались и другие версии, порой самые невероятные. Говорили об анархистах, о влюблённом в Мону Лизу и похитившем её портрет художнике, об американском миллионере Моргане, возжелавшем иметь шедевр в своей коллекции. Подозревали даже Пабло Пикассо, который ненавидел музеи, где «искусство спрятано от жизни», вот и украл картину в сговоре со своим другом Гийомом Аполлинером из авангардистских побуждений. Молчала только французская полиция, которой нечего было сказать. Знаменитые сыщики, лучшие в мире на тот момент, зашли в тупик. Обнаружили только раму от картины, что было весьма нетрудно, так как она преспокойно лежала на одной из служебных лестниц Лувра.

Признания дилетанта

С первых газетных полос сенсационную кражу «Джоконды» вытеснила только гибель «Титаника», да и то ненадолго. История получила продолжение 2 декабря 1913 года, когда к флорентийскому антиквару Альфредо Гери явился некий молодой человек, назвавшийся Леонардом, и предложил ни много ни мало… купить у него «Мону Лизу». Потрясённый антиквар отправился к Леонарду в гостиницу, где и увидел шедевр в чемодане, заваленный грудой одежды.

Леонард был арестован. То, что он рассказал на допросах, ошеломило едва ли не больше, чем само преступление. Все романтические версии о шпионах и провокаторах, фантастически подготовленных сверхграбителях, безумных художниках и заокеанских миллионерах полопались, как мыльные пузыри. Леонард (в действительности Винченцо Перуджа) оказался самым заурядным жуликом.

Он некоторое время работал в Лувре и принимал участие в изготовлении застеклённого короба, куда была помещена «Джоконда». В день похищения, 21 августа 1911 года, когда в музее был выходной, он явился навестить своих приятелей-рабочих, и знакомые сторожа спокойно пропустили его. Оказавшись в одиночестве в салоне, жулик не торопясь и без труда открыл короб (сам же делал!), достал картину, вынул из рамы, которую бросил на лестнице, спрятал картину под одеждой и унес домой. В снятой им комнатушке он сунул шедевр под матрац, да так и спал на нем целых два года.

Признания афериста-дилетанта опозорили прославленную французскую полицию. Дело в том, что на раме остались отпечатки пальцев Перуджи. Поскольку жулик и раньше имел неприятности с законом, его отпечатки имелись в полицейской картотеке, да вот сличить их никто не удосужился. Великий криминалист Бертильон не любил возиться с отпечатками, веря в свои методы.
Перудже дали всего год тюрьмы, так как он объяснил свои действия стремлением вернуть шедевр итальянскому народу. Потом Перуджа храбро сражался на войне, был не раз награждён, а после открыл небольшой магазинчик, где торговал художественными красками — всё же тяга к искусству никуда не делась.

Плата за популярность

Однако «Джоконде» по-прежнему не везло. Правда, её больше не похищали, а вот от вандалов ей доставалось. В 1956 году некий боливиец по имени Уго Виллегас очень долго стоял перед картиной в Лувре, а потом извлек из кармана камень и что было сил запустил в «Мону Лизу». Попал — с тех пор у левого локтя Джоконды осталась отметина, за которую не рискуют браться реставраторы. Забавно, что этого Виллегаса взял под защиту Сальвадор Дали — тот, мол, «полюбил Джоконду как мать и вдруг решил, что она над ним насмехается». Правда, в этом случае не совсем понятно, зачем на свидание с «матерью» брать с собой камень, ну да ладно — Дали есть Дали.

История почти повторилась в Токио, во время «всемирных гастролей» «Джоконды» в 1974 году (кстати, тогда она посетила и нашу страну). Только на сей раз роль камня в руках вандала сыграла бутылочка с краской — спасло защитное стекло. После этого случая «Джоконду» поместили в особый герметичный ящик — стекло там пуленепробиваемое, воздух выкачан и заменен гелием, способствующим сохранности полотна. А в 2005 году «Джоконда» поселилась в отдельном зале, построенном специально для неё. Немного найдётся в истории живописи полотен со столь же драматичной и причудливой судьбой! Что же, за всемирную популярность нужно платить…


Оффлайн Оптимист

  • Колючая команда
  • Друг
  • Сообщений: 4287
  • Карма: 12713
серебро,  спасибо:)) :flower3:

Оффлайн лана

  • Друг
  • Сообщений: 6482
  • Карма: 24790


Оффлайн кристалл

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 31826
  • Карма: 140689


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.068 секунд. Запросов: 47.